|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 8-я.
1 августа 1912 г.

Хотел я сегодня прочесть вам статью о посте преп. Исаака , но время не позволяет. Здесь, в Голутвине, я не могу уделять вам столько времени и быть с вами в такой духовной близости, как в Оптиной. Очень уж занят я, и, если так можно выразиться, разобрался. Когда наступит это время и мне удастся несколько собраться, уйти в себя, да наступит ли такое время, – не знаю, что Господь даст. Когда еп.Серафим  вздумал перевести меня из Оптиной, то говорил, что надо о.Варсонофию дать более обширный круг деятельности, а то он в скиту совсем закиснет. А я именно хотел закиснуть в скиту. Пока хлеб пресный не закис, он не вкусен.
Помните Евангельскую притчу, что подобно есть Царствие Небесное квасу, его же вземши жена скры в сатех трех муки, дондеже вскисоша вся (Мф. 13, 33). Закваска в скиту, слава Богу, положена, но хотелось мне и вскиснуть, как вскисли наши великие Старцы: Лев, Макарий, Амвросий, Анатолий и отчасти Иларион , т.е. победить все страсти, но не удалось. Каждый человек переживает период брожения, т.е. время, когда страсти нападают, подобно псам, шипят, подобно гадам, воют, как волку, и даже ревут, как медведи. Опасное это время, его необходимо надо пережить, побороть все страсти, чтобы наследовать жизнь вечную. Виноград, из которого приготовляется вино, сначала подвергается брожению. Бурно идет этот процесс, пока, наконец, не получится чистое, вкусное и крепкое вино. Даже обыкновенный квас, когда бродит, достигает такой напряженности, что если в бочке не открыть предохранительный клапан, то бочку разорвет, как разорвало однажды у нас в скиту сорокаведерную бочку. Так и страсти сильно волнуют человека, и как необходим ему в это время руководитель. Представьте себе, что какой-то человек ночною порой идет по лесу. Полная темнота вокруг, и он не знает, куда идти. В отдалении слышится вой волков, под ногами шипят змеи, а там слышен шум несущегося потока. Страшно ему. Но вдруг слышит странник чьи-то шаги. Сжалось его сердце: «Это, должно быть, разбойник идет убить меня», – подумал он. Но напрасно испугался странник: это не разбойник, а путник, который пришел помочь ему. Он держит в руках фонарь и указывает дорогу: «Иди сюда, ты не туда пошел», – говорит он заблудившемуся, и тот благополучно выбирается из леса и доходит до своего села или до вокзала. Так и в жизни необходимо руководство. Земная жизнь – это ночь, во время которой легко нападать врагу, но духовное водительство спасает нас. И из вас некоторые пережили уже, а другие переживают время брожения и даже, может быть, очень сильного, но не бойтесь, с Господом не страшно: «Господи, спаси меня! Господи, помоги мне!» – должна вопиять всякая верующая душа – и Господь никогда не оставит.
Еще в Оптиной приехала ко мне одна дама. Тяжелую драму пришлось ей пережить. Вышла она замуж и уже имела трех детей, как вдруг муж изменил ей и бросил ее. На ее счастье получила она неожиданно пятьдесят тысяч, так что могла жить с внешней стороны хорошо. Она уехала за границу и поселилась в Лозанне, где занялась изучением языков: французского, английского и даже санскритского. Господь привел ее в Оптину. Спросил я ее, чем она занимается, но весьма удивился, узнав, что она изучает санскритский язык. «Для чего он вам?», – спрашиваю. «Да мне очень интересно познакомиться с буддизмом и прочесть книги Будды в подлиннике». – «А вы перед Буддой не кувыркаетесь?» – «Нет, зачем же, я его только уважаю, как идеального учителя». Я сказал ей всего несколько простых слов, но благодать Божия воздействовала на нее. Посоветовал ей читать Евангелие и Жития святых, что она и исполнила. Сильно изменилась она после посещения Оптиной. Вчера получил от нее письмо, она теперь в Оксфорде совершенствуется в английском языке (я не запретил ей заниматься), но настроение у нее уже не то, что было до посещения Оптины. Господь успокоил ее и наполнил ее жизнь. Правда, иногда материнское сердце и сожмется о детях, – они ведь остались с мужем, но что делать, у каждого свой крест, которого избежать невозможно. Когда мне было лет 20, я встретился в обществе с одним офицером Генерального штаба. Однажды он рассказывал, что ему предлагали большие деньги за выдачу планов. «С каким презрением и негодованием отказался я от них», – сказал офицер.
Мне вспомнились герои древнего Рима: Гораций, Хаклес, Муций, Сцевола, и как один из них, при переговорах, положил руку на горячие уголья и, несмотря на то, что рука обгорела, спокойно продолжал беседу, чем очень удивил и устрашил врага. «Так вот какие римляне! Трудно будет с ними бороться! На меня теперь сильно восстали враги, хотят и места лишить, но я не смущаюсь». «Вы удивляетесь римским героям, – возразили ему, – но есть герои гораздо более сильные, герои духа – это святые. Те подвиги, которые совершили они, несравненно выше подвига римлянина».
Ему посоветовали читать Жития святых, и он восторгался ими от всей души. И вам я всегда советовал и советую читать Жития святых, и вы найдете в этом чтении великое утешение. Ваши скорби покажутся вам ничтожными по сравнению с теми, что претерпевали святые. Читая жития святых, у вас явится желание, по возможности, подражать им. Вам захочется молиться и просить у Господа помощи, и Господь поможет. Вот уже немного времени осталось вам жить здесь, а затем разъедетесь вы опять и отправитесь в мир, в море житейское: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...», – но, может быть, настанет время, когда вы будете вопиять ко Господу: «к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!» . Враг, конечно, не оставит нас в покое. Начнутся осуждение, насмешки. Как это молодые интеллигентные девушки живут при монастырях, являются такими отсталыми; усумнятся в чистоте ваших намерений – но не смущайтесь. Некто сказал: «Если сражаться с каждой лающей собакой, то никогда не дойдешь до места», И вы не обращайте внимания на нападение врагов, этих лающих псов, которые, избирая орудиями людей, стремятся повредить вам в деле спасения. Господь спасет вас.
Когда я сюда приехал, меня встретили очень недружелюбно, а теперь, слава Богу, все улаживается. Некоторые монахи, не пожелавшие подчиняться новым порядкам, ушли, другие – смирились. Поступили новые иноки, так что состав братии обновился, Господь даст, я здесь останусь, и будем мы все живы, то на будущий год вы опять приедете сюда на лето и займете старые квартирки.
30 июля, в день рождения наследника, служил обедню. Подают мне облачение, диакон и пономари уже хотели одеть на меня ризу, но я сказал:
– Погодите, сначала возьму с престола свой архимандритский крест и надену его, а потом уже ризу.
И одев крест, облачился в блестящую золотую ризу. Спрашиваю диакона:
– Отчего я одел крест раньше ризы?
– Да удобнее это, он тогда хорошо ложится и не мешает.
– Так, ну, а еще отчего?
– Не знаю, – отвечает.
Спрашиваю другого, третьего. Никто не мог ответить.
– Оттого, – говорю им, – что для получения святой ризы оправдания необходимо сначала понести крест, без креста нет спасения.
«Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш».
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .